Полифония

Полифония

ПОЛИФО́НИЯ — муз.-теоретич. понятие, означающее такой тип орг-ции муз. многоголосной ткани, при к-ром муз. мысль (мелодия) не сосредоточена в одном голосе. Ист. и геогр. формы полифонич. письма отличаются большим многообразием. Эл-ты П. обнаруживаются в фольклоре европ. и неевроп. народов. Однако только в европ. проф. муз. письменной традиции складывается развитая и дифференц. система норм и запретов, регулирующая симультанный и сукцессивный аспекты многоголосного целого. Эта система (начиная с 2-голосного органума, самой ранней формы многоголосия, чьи первые пам. датируются 9 в.) "растет" с увеличением кол-ва голосов и конституируется в учениях о дисканте (12—13 вв.) и контрапункте (14—18 вв.) — ист. корректных дефинициях для тех явлений европ. муз. практики, к-рые описываются начиная с 19 в. через понятие "П.".

В эпоху средневековья и Возрождения полифонич. иск-во интенсивно культивируется во Франции, Нидерландах, Англии, Италии. Крупнейшие достижения этого периода связаны с именами Леонина (2-я пол. 12 в.) и Перотина (кон. 12 — 1-я треть 13 в.; оба принадлежали к певческой школе собора Нотр-Дам, в тв-ве последнего впервые появляется 3—4-голосие), Г. де Машо (14 в., создатель первой авторской полифонич. мессы и изоритмич. мотета), Г. Дюфаи. Й. де Окегема, Я. Обрехта (15 в., представители Нидерланд. школы, обогатили и довели до виртуозного блеска имитац.-остинатную технику в хоровом стиле а капелла), О. Лассо, Дж. П. Палестрина, А. и Дж. Габриелли (16 в., соотв. нидерланд., рим. и венециан. школы). При всем многообразии стилей и исполнит. манер многоголосие этого периода базируется на неск. фундамент. принципах: системе церк. ладов, квантитативной ритмике, технике композиции на основе последоват. присоединения к одному голосу остальных (в норме еще 3—4). Компромисс между двусторонним стремлением к независимости мелодич. линий (каждая имеет свои кульминации, цезуры, внутр. членения) и их взаимосогласованности (регулируется нормами вертикальных интервальных комбинаций) определяет правила голосоведения, меняющиеся от эпохи к эпохе. Однако подлинный водораздел в истории многоголосия приходится на кон. 16 — 1-ю пол. 17 в. и связан с основополагающими изменениями в системе муз. яз. — стабилизацией гармонич. тональности и акцентной метрики. "Свободный стиль" П. барокко регулируется аккордно-тональной логикой, реализуя на новой основе полифонич. методы развития материала (имитацию, инверсию, увеличение, уменьшение и т. д.). Еще одно открытие эпохи — мир инструм. полифонич. форм, увенчанный "царицей контрапункта" фугой, непревзойд. мастерами к-рой были крупнейшие полифонисты 1-й пол. 18 в. И. С. Бах и Г. Ф. Гендель.

Во 2-й пол. 18—19 в. П. как техника и способ формообразования оттесняется на второй план гомофонно-гармонич. письмом, хотя эл-ты старой полифонич. традиции, в целом скомпрометированной как "сухая" и "учебная" музыка, оживают (начиная с В. А. Моцарта и все более активно у романтиков) в полифонизации гомофонной фактуры. Однако с завершением в нач. 20 в. эры гармонии, имевшей "блестящую, но краткую историю" (И. Ф. Стравинский), полифонич. техника вновь возвращается на историч. авансцену, обогащаясь рядом муз.-языковых новаций (напр., у О. Мессиана, В. Лютославского, П. Хиндемита и др.).

Особым своеобразием отличается П. рус. композит. школы, основанная на претворении фольклорных моделей (т. н. подголосочная П.). Данная традиция была заложена М. И. Глинкой и подхвачена "кучкистами", наиб. последовательно — А. П. Бородиным и М. П. Мусоргским. В полифонич. технике С. И. Танеева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина эта линия синтезируется с достижениями европ. полифонич. культуры.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Полифония" в других словарях:

  • полифония — полифония …   Орфографический словарь-справочник

  • ПОЛИФОНИЯ — (греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИФОНИЯ в музыке, выполнение мотива многими голосами… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • полифония — полифонизм, контрапункт, многоплановость, многоголосие Словарь русских синонимов. полифония см. многоголосие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • ПОЛИФОНИЯ — (от поли... и греч. phone звук голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеетсамостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самымскромным попыткам в этой области, в начале Х столетия. Гукбальдупоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • полифония — (не рекомендуется полифония; встречается в речи музыкантов) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ПОЛИФОНИЯ — (от поли... и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… …   Современная энциклопедия

  • ПОЛИФОНИЯ — ПОЛИФОНИЯ, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и phone звук) (муз.). То же, что многоголосие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • полифония — ПОЛИФОНИЯ, и, жен. (спец.). 1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п. 2. Многоплановость художественного произведения. П.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Полифония — (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • Полифония — (от поли... и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»